Крайние темы форума:

Популярные статьи:

Матрица. Перепогрузка. (или как мы ходили на Собор)

Прошедший 2004 год (а у альпинистов год начинается после летних сборов, в сентябре) я провел довольно продуктивно. Поездками в Крым (восхождение на Морчеку), Домбай (первопроход на Западный Домбай), Ергаки (участие в чемпионате России) я остался довольным (ну или почти).

Все поездки за город посвящались плотным тренировкам. И набор мест поездок был до уныния стандартным: Индюк, Новые, Планческие, Орлиные…

Этот год я решил провести менее активно, чем прошлый. Меньше тренировок, меньше выездов. И отношение к поездкам решил изменить. Захотелось побывать в тех местах нашего края, где еще не был. И заодно собрать информацию на будущее.

Поездка на Собор-скалу и должна была стать такой разведовательно-познавательной вылазкой. Про Собор сам я слышал только смутные разговоры о том, что есть у нас в Крае такой скальный массив, довольно большой, что добираться далеко и долго (чуть ли не дни пешего пути, целый поход). Всё желание попасть туда гасло из-за необходимости потратить большое количество времени. Обычно, все поездки по краю ограничены выходными.

Однако, наведя кое-какие справки, я выяснил, что это вовсе не такое глухое место. И вполне можно уложиться в выходные. В общем, посидел, подумал и решил съездить. На всякий случай создал себе запас по времени, отпросившись на один день с работы.

Кинул клич, собрал компанию. Желающие нашлись. Мои старые знакомые: Макс Фойгель, Маша Медведева, Игорь Шульга. Кроме того, с нами еще поехала немка по имени Анна, уже поездившая по миру и приехавшая в Россию, как я понял, для изучения русского языка. У себя в Германии она тоже занималась альпинизмом на начальном уровне. В Краснодаре она вышла на «Стремление». Когда услышала о нашей поездке, тоже захотела поехать с нами.
Часть ребят, изначально собиравшихся с нами, поехать не смогла, место в машине было, и я не нашел причин для отказа.

МатрицаПромежуточным пунктом на нашем пути на Собор должен был стать поселок Отдаленный, также известный, как Шпалорез. Из Черниговской, где заканчивается дорога, проходимая обычной легковушкой, попасть в Отдаленный можно двумя путями: по лесовозной дороге с помощью попутных лесовозов, либо по более короткой узкоколейной железной дороге, проходящей вдоль реки Пшеха. Транспорт, который по этой узкоколейке разъезжает, местные называют словом, которое вызывает у современного городского жителя ассоциации с фантастикой, взрывами и прочими голливудскими спецэффектами. И слово это — Матрица.

Ранним пятничным утром 19 ноября 2004 г выдвинулись из Краснодара и прибыли в Черниговскую, Апшеронский район. Прибыв, мы выяснили, что из города нам нужно было выезжать еще раньше. Потому что мы опоздали на эту самую Матрицу, которая утром уже ушла в Отдаленный, а следующая будет только вечером. Игорь поставил свою машину во двор одному дедушке, и мы уже собрались идти ловить лесовозы и ехать на них кружным путем. Но нам повезло. Нас подобрала матрица с бригадой рабочих, ремонтирующих пути. Это было чистой случайностью.

По пути произошла пара прикольных происшествий.

Один из членов бригады, по-видимому, не совсем отойдя от вчерашнего, начал очень громкий монолог. Однако речь его была очень бессвязной, фразы строились непонятным не только для Ани, но и для всех остальных образом. Его решила утихомирить другой член бригады, женщина достойная того чтобы позировать автору скульптуры «Женщина с ломом, киркой и молотом». Утихомирила она его фразой: «Не создавай шум в Матрице!!!», — услышав это, братья Вачовски решили бы, что им пора на пенсию.

Пути находятся в плохом состоянии, их латают постольку поскольку. Пару раз с нашей Матрицей происходил сбой: она сходила с рельс. Во время попыток рабочих поставить ее обратно на рельсы, зашел разговор с Аней. Она пыталась выяснить, какие жесты мы делаем, когда очень хотим, чтобы у нас что-либо получилось. Она в качестве примера продемонстрировала свой жест: скрещенные указательный и средний пальцы рук. Макс же ей объяснил, что у рабочих нет возможности делать всякие глупые жесты: у них руки заняты работой. А свою надежду они выражают вербально. То есть словами. Причем такими, которые Аня в своем карманном русско-немецком словаре найти не сможет.

После всего этого мы, наконец, добрались до Отдаленного. Отсюда в пешем порядке выдвинулись по лесовозной дороге. Через 2 часа на нашем пути оказалась река. Переправившись через нее вброд, наша группа попала на волок, по которому и поднялась почти к самому подножию Собор-скалы. Лагерь поставили в том месте, где закончился волок.

Собор-скалаМассив произвел хорошее впечатление. Очень большой, особенно если сравнивать с нашими «пригородными» скалами — Планческими и Новыми. По перепаду стен Собор значительно выигрывает и у Индюка. Но (к нашему большому сожалению) до крымских стен, как утверждали некоторые источники, Собор не дотягивает. Еще бы на пару-тройку веревок повыше…

Порода очень похожа на уже упоминавшийся мной Индюк. Даешь трение!!! Не этот мыльный крымский известняк (особенно на классических маршрутах Фороского Канта), а натуральный крупнозернистый наждак, который мы называем песчаником (на самом деле порода называется как-то по-другому).

Массив, издалека казавшийся цельным, при приближении оказался состоящим из нескольких частей. Основная часть, самая большая и привлекательная для нас, альпинистов, обладает не очень богатым рельефом. Есть участки стены без единой трещины. Причем снизу до самого верха. Но пара логичных, интересных ниток в глаза нам бросилась. Сразу захотелось их пройти. Однако…

Собираясь на Собор, мы предполагали, что он имеет вид столовой горы, по типу Крымских гор: с одной стороны стена, по которой забираешься на плато, откуда спускаешься пешком, безо всяких дюльферов (что поделаешь, к хорошему быстро привыкаешь). Поэтому, решая, какое снаряжение взять с собой, ничего расходного для спуска мы с Максом не взяли. Также решили не брать прибамбасов для ИТО-шных «военных действий»: крюконог, лесенок и т. д. Со вздохом сожаления я, собираясь, отложил полюбившиеся на чемпионате якорные крючья (молотки мы тоже решили не брать). Взяли по набору закладок и френдов.

Увидев в живую Собор, мы поняли, что во-первых, для прохождения так приглянувшихся нам ниток, железа у нас может не хватить. Во-вторых, даже если бы мы каким-то чудом и смогли забраться на самую верхушку, для спуска оттуда нам понадобилось бы сделать минимум пару дюльферов, причем взрослых, на всю веревку.

СтоянкаВ общем, решили погулять, посмотреть, пофотографировать. Так и поступили. Прошлись вдоль массива в некотором отдалении, в метрах 200. Потом подошли непосредственно к скалам. Прошли обратно, уже сильно задирая головы. Ближе к восточной оконечности массива, набрели на стоянку рядом с родником, бьющем прямо из-под скалы. Нужно сказать, что склоны у подножия Собора довольно крутые. Место под палатку найти не так то и просто. На стоянке, на которую мы набрели, место под палатку когда-то было вырыто в склоне. Но с тех пор, по-видимому, прошло много времени. Потому что площадка сильно обсыпалась. Рядом валялась неизвестно откуда взявшаяся лопата. Мы взяли ее и восстановили площадку.

Возвращаться в город, не сходив хотя бы чего-нибудь, не хотелось (зря что ли железо тащили?). Присмотрели коротенькое (2—3 веревки) ребрышко на меньшей части скального массива. Решили с утра попробовать пролезть его и потом валить домой.

Завалило!Но нашим планам не суждено было сбыться. Вечером начал моросить мелкий дождик. Ночью он плавно перешел в снег. И навалило за ночь этого снега… В общем много. Тут уже не до альпинизма — надо спасаться. Наскоро позавтракали и раскопали свои палатки из-под снега. Игорь, собираясь, вслух бормотал о том, какие у него есть теплые вещи, которые нужно оставить сухими: поларовый костюм, штаны, шерстяные носки и… половина фляжки спирта.

Начали сваливать. Спустились к речке. Боялись, что она вздуется. Я попытался прокрутить у себя в голове разные системы натягивания переправ. Не вспомнил ни одной. (Когда-то что-то делали… Но теория без практики мертва. Никогда не приходилось это в горах использовать.) Наши опасения оказались напрасны. Вода в речке осталась на своем прежнем уровне. На всякий случай запустили первым Максима с веревкой. Но это в итоге не пригодилось, только веревку зря намочили. Переправились, судорожно хватая ртом воздух (водичка своей температурой даже отдаленно не напоминала парное молоко), оделись, обулись и вышли на лесовозную дорогу. На наше счастье, по ней уже с утра проехали лесовозы и пробили колею.
Нам это значительно облегчило жизнь. Но, не смотря на это, в Шпалорез мы попали только к 3 часам дня. Все это время снег шел, не останавливаясь.

В Шпалорезе нас ждала неприятная новость. Утром матрица смогла выехать, проехала три четверти пути до Черниговской. Но, на беду, перед ней ехал состав, груженый лесом, который благополучно сошел с рельс. Ну а обратно его поставить на рельсы в условиях, когда выпало очень много снега, не представлялось возможным. В общем, сообщение по узкоколейке перекрылось. Про кружную лесовозную дорогу ничего путного выяснить не удалось. Мы решили не дергаться и переночевать в поселке. А утром посмотрим… С надеждами попасть на следующее утро на работу я распрощался. Нам удалось договориться о ночевке в здании лесхоза. Натопили печку, высушились.

Наутро ничего нового не выяснилось. И мы решили идти в Черниговскую пешком вдоль узкоколейки. На наше счастье, не весь путь нам пришлось тропить по целине. Кое-где были пробиты колеи машинами, кое-где перед нами прошли люди. В одном месте мы шли по следам лошадей. Они были предоставлены сами себе и паслись, добывая себе еду из-под снега. Но несколько километров нам все-таки пришлось тропить по пояс в снегу. К четырем часам мы, пройдя 20 км из 30, вышли к поселку Десятый километр. К этому времени мы успели подустать и промокнуть, проваливаясь в лужи, невидимые под снегом. Местные жители сами предложили нам переночевать в одном заброшенном доме, поделились с нами дровами и продуктами.

На следующий день, отдохнув и просушившись, мы опять двинулись в путь. Снега здесь уже было меньше, и тропа в нем была уже пробита. К обеду вышли в Черниговскую. Но и на этом наши приключения не закончились. Когда мы с Игорем пошли за машиной, то увидели что двор деда, у которого оставили машину, занесен снегом. В этом дворе помимо Тойоты Игоря стоял еще и Москвич хозяина. На наш вопрос, можем ли мы забрать машину, хозяин ответил: «Да, можете. Я уже и лопаты вам приготовил!» Пришлось потратить еще некоторое время, чтобы вызволить нашу машину из снежного плена. Любишь кататься — люби и лопатой помахать. Через два часа мы уже ехали в Краснодар.

В заключение хочется сказать, что, несмотря на форс-мажорные обстоятельства, поездкой я остался доволен. Собор-Скала оказалась очень интересным местом. Мне кажется, она может стать хорошим тренировочным скальным полигоном для краснодарских альпинистов. Предпосылки для этого есть. На богатом разнообразном рельефе (я имею в виду не основную большую часть массива, а остальные части, поменьше) можно не только оттачивать индивидуальную технику, но и отрабатывать взаимодействие в группе. Причем спектр возможных коротких учебных маршрутов очень широк: от самого простого до сложного. Ну и те нитки на основном массиве, о которых я уже говорил, тоже представляют интерес.

Единственная проблема — доступность. Но и она не такая большая и вполне решаемая. Зная расписание матрицы (а его можно узнать, позвонив в автовокзал Апшеронска) можно спланировать поездку таким образом, чтобы уложиться в выходные. При этом скалам можно уделить достаточно времени: 1—1.5 дня. Почти не отличается от поездки на Индюк. Слабое место это, конечно же, узкоколейка. Но это во время зимы. А в период с апреля по октябрь проблем возникнуть не должно. Для себя я уже решил, что вернусь на Собор-Скалу обязательно.