Крайние темы форума:

Популярные статьи:

Альпинизм: программа для спортивных секций, коллективов физической культуры, спортивных клубов и альпинистских мероприятий

Содержание учебного процесса
Содержание занятий до выезда в горы (подготовительный период) для всех этапов подготовки альпинистов

Теоретические занятия


Физическая культура и спорт в СССР

  1. Физическая культура — составная часть социалистической культуры, одно из важных средств коммунистического воспитания, укрепления здоровья и всестороннего развития физических способностей советских людей. Значение физической культуры для подготовки советских людей к трудовой деятельности к защите Родины.
  2. Комитеты по физической культуре и спорту как органы государственного руководства. Роль комсомола и профсоюзы в деле массового развития физической культуры и спорта в СССР. Коллективы физической культуры — основное звени самодеятельного физкультурного движения. Задачи и содержание работы коллективов физической культуры.
  3. Постановления и решения ЦК КПСС и советского правительства по вопросам физической культуры и спорта.
    Всесоюзной физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» — основа всестороннего физического воспитания граждан СССР. Ознакомление с положением и инструкцией о комплексе ГТО, ступени комплекса ГТО и их нормативы. Подготовка и сдача норм ГТО в различные периоды учебно-тренировочной работы спортивной секции.
  4. Единая Всесоюзная спортивная классификация, ее значение для развития спорта и повышения мастерства советских спортсменов. Почетные спортивные звания и спортивные разряды. Совершенствование Единой Всесоюзной спортивной классификации, повышение разрядных нормативов и требований — следствие неуклонного роста достижений советских спортсменов и улучшения методов обучения и тренировки. Положение о спортивной классификации, разрядные требования по альпинизму.
  5. Спорт в СССР. Общественно-политическое и государственное значение спорта в СССР. Массовый и народный характер спорта в нашей стране. Неуклонный рост материального благосостояния и культуры советских людей — основная предпосылка массового развития спорта в СССР. Задачи физкультурных организаций СССР в деле подготовки новых высококвалифицированных спортсменов.
  6. Достижения советских спортсменов в борьбе за мировой первенство по важнейшим видам спорта. Значение выступлений советских спортсменов в международных соревнованиях для
  7. крепления мира и дружбы между народами.
  8. Требования к общественной деятельности спортсменов, особенно мастеров спорта, их повседневное участие в передаче опыта молодым физкультурникам и спортсменам, в пропаганде спорта и оказания помощи коллективам физической культуры в работе по вовлечению широких масс населения в регулярные занятия физической культурой и спортом.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека

  1. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
  2. Строение и функции организма человека (органы и системы).
  3. Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие.
  4. Основные сведения о строении внутренних органов.
  5. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменение сердца под влиянием нагрузок различной интенсивности. Дыхание и газообмен. Постановка дыхания в процессе занятий кроссами, лыжными гонками, альпинизмом.
  6. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа).
  7. Нервная система — центральная и периферическая. Элементы ее строения и основные функции. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.
  8. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособность, на совершенствование двигательных навыков и качеств человека (быстрота, сила, ловкость, выносливость). Совершенствование координации движений и точности их выполнения под влиянием систематических занятий физической культурой и спортом.
  9. Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ.

Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена

  1. Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий спортом. Личная гигиена занимающихся альпинизмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Гигиена одежды и обуви, гигиена сна, жилища. Общая гигиеническая характеристика тренировок и восхождений альпинистов. Недопустимость употребления спиртных напитков и курения при занятиях альпинизмом.
  2. Закаливание. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивления организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях альпинизмом. Гигиенические основы закаливания. Средства закаливания и методика их применения. Закаливание солнцем, водой, и воздухом. Питание. Значение питания как фактора сохранения укрепления здоровья. Понятие об основном обмене, об энергетических тратах при различных физических нагрузках восстановления энергетических затрат спортсменов.
  3. Назначение и роль белков, углеводов, жиров, минеральных солей и витаминов. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы спортсмен в зависимости от объема и интенсивности тренировочных нагрузок и соревнований.

Врачебный контроль и самоконтроль. Спортивный массаж

  1. Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля при занятии спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля в спортивных секциях коллективов физической культуры. Показания и противопоказания к занятиям альпинизмом.
  2. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении и перетренировке. Меры предупреждения переутомления.
  3. Дневник самоконтроля. Изменение показателей при правильном и неправильном построении учебно-тренировочно процесса.
  4. Спортивный массаж и его применение в процессе тренировки, приемы самомассажа, противопоказания к массажу.

Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки

  1. Мышечная деятельность как необходимое условие физического развития, нормального функционирования организм поддержания здоровья и работоспособности. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма. Основные физиологические положения тренировки альпиниста и показатели тренированности различных по возрасту групп занимающихся
  2. Понятие о физиологических основах двигательных навыков. Взаимодействие двигательных и вегетативных функций в процессе занятий физическими упражнениями. Краткая характеристика деятельности коры больших полушарий в формировании двигательных навыков в процессе занятий альпинизмом.
  3. Особенности функциональной деятельности центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения при выполнении различных физических упражнений. Особенности химических процессов в мышцах, понятие о кислородном долге. Роль и значение центральной нервной системы в процессе занятий и восхождений.

Краткие сведения о физиологических показателях состояния тренированности (изменения костного аппарата, вегетативных функций, состояния центральной нервной системы)

  1. Физиологическое обоснование принципов повторности, постепенности, разносторонности и индивидуализации в процессе спортивной тренировки.
  2. Характеристика особенностей возникновения утомления при занятиях и участии в соревнованиях.
  3. Краткие сведения о восстановлении физиологических функций организма после различных по объему, интенсивности тренировочных нагрузок.

Основы техники и тактики альпинизма

  1. Основные понятия о технике способов передвижения в горах и тактических особенностях альпинизма. Роль техники и тактики в совершенствовании спортивного мастерства альпинистов.
  2. Виды передвижения в альпинизме. Передвижение естественное (свободное) и передвижение с использованием искусственных точек опоры.
  3. Способы передвижения, применяемые альпинистами на различных формах горного рельефа — ходьба, лазание и их краткая характеристика.
  4. Приемы передвижения, применяемые альпинистами в зависимости от вида и способа передвижения.
  5. Взаимная страховка веревкой при передвижении и преодолении препятствий в горах на различных формах горного рельефа.
  6. Средства, используемые альпинистами для организации страховки.
  7. Приемы страховки и самостраховки. Общая схема одновременного и попеременного движения альпинистов в связках на различных формах горного рельефа.
  8. Обязанности ведущего и замыкающего в связке.
  9. Выбор посильного и безопасного пути и умение ориентироваться на отдельных участках и маршруте в целом — основной фактор, определяющий мастерство альпиниста.
  10. Приемы техники альпинизма применяемые при передвижении по травянистым склонам, моренам и осыпям.
  11. Передвижение по разрушенным скалам. Опробование опор. Работа ног и рук. Положение корпуса. Значение чувства равновесия. Применение мер безопасности при продвижении по травянистым склонам, моренам и осыпям.
  12. Выбор пути на склоне при подъеме и спуске. Тактика передвижения. Приемы техники альпинизма применяемые при переправах через горные реки и их краткая характеристика.
  13. Переправы над водой, переправы вброд, переправы по воде, применение мер безопасности на переправах.
  14. Тактика при организации и проведении переправ через горные реки.
  15. Приемы техники альпинизма при передвижении по скальному склону и их краткая характеристика.
  16. Естественное свободное лазание — основа движения на ногах и на упорах, распорах.
  17. Лазание с использованием искусственных точек опоры: по закрепленной веревке, с помощью товарища, с подтягиванием снизу через крюк одной или двумя веревками, спуски по веревке.
  18. Оценка безопасности маршрута (участка) для преодоления. Камнеопасность. Выбор пути на скалах.
  19. Определение средств и приемов страховки. Схема передвижения связки на склоне. Тактика передвижения по склонам.
  20. Приемы техники альпинизма при передвижении по ледникам и ледовым склонам.
  21. Основа передвижения — это ходьба на кошках.
  22. Постановка ступни при ходьбе в разных направлениях.
  23. Лазание на леднике при преодолении трещин. Преодоление крутых склонов на передних зубьях кошек.
  24. Передвижение с использованием искусственных точек опоры — с вырубанием ступней, по закрепленной веревке, с помощью товарища.
  25. Выбор пути на леднике и ледовом склоне. Определение мер безопасности при передвижении по ледникам и ледовым склонам.
  26. Тактика передвижения.
  27. Приемы техники альпинизма при передвижении по снежным и фирновым склонам.
  28. Особенности передвижения с использованием искусственных точек опоры при движении с выбиванием и вытаптыванием ступней на снежном склоне. Прессование ступней в снегу.
  29. Ледоруб — основное средство страховки и самостраховки на снегу.
  30. Техника и тактика передвижения по снежному склону в связках.
  31. Лавиноопасность снежных склонов. Выбор пути и тактика преодоления снежных склонов.

Основы методики обучения и тренировки

  1. Понятие об обучении и спортивной тренировке как о едином педагогическом процессе формирования и совершенствования двигательных навыков, развития физических качеств, повышения уровня функциональных возможностей организма.
  2. Применение в процессе обучения и тренировки педагогических принципов. Методика обучения начинающих технике передвижения в альпинизме. Методика обучения отдельным способам передвижения. Учет возрастных и половых особенностей и подготовленности, занимающихся при обучении и тренировке. Выбор и подготовка мест для занятий.
  3. Общие задачи тренировки в альпинизме. Значение всесторонней физической подготовленности как основы спортивной тренировки альпиниста. Техническая, тактическая, моральная и волевая подготовка альпиниста.
  4. Урок как основная форма организации занятий, задачи и средства частей урока. Организация, содержание и проведение уроков в различные периоды годичной тренировки и для различных групп занимающихся.
  5. Методы предупреждения и исправления ошибок в процессе обучения и тренировки.
  6. Дозировка тренировочных нагрузок. Индивидуальные графики и планы квалифицированных альпинистов. Дневник спортсмена.
  7. Методы контроля над развитием спортивной подготовленности альпинистов различной квалификации.

Планирование спортивной тренировки

  1. Роль и значение планирования как основы управления процессом тренировки. Планирование процесса подготовки альпиниста.
  2. Планирование тренировки и подготовки альпиниста: перспективное (на несколько лет), текущее (на один год), оперативное (на отдельные отрезки времени — период, месяц, неделю).
  3. Основные положения и разделы перспективного, годового и текущего планирования.
  4. Периоды и этапы круглогодичной подготовки альпинистов.
  5. Задачи, средства и методы тренировки по периодам и этапам для различных по квалификации спортсменов. Краткая характеристика содержания отдельных тренировочных циклов на различных этапах тренировки.
  6. Основные формы документов спортивной тренировки. Планирование контрольных упражнений и нормативов по физической и технической подготовке.

Общая и специальная физическая подготовка альпиниста

  1. Направленность общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка как основа развита физических качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности.
  2. Характеристика рекомендуемых средств и упражнений для повышения уровня общей физической подготовленности и развития двигательных качеств альпиниста на различных этапах подготовки.
  3. Значение общей физической подготовки для овладения нормативами комплекса ГТО.
  4. Специальная физическая подготовка и ее место в тренировке альпиниста. Ее значение в развитии ведущих качеств быстроты, силы, равновесия, ориентировки в пространстве на местности, координации движений, общей и специальной выносливости и других качеств.
  5. Значение общей и специальной физической подготовки спортивном совершенствовании альпиниста и повышении е спортивного мастерства.
  6. Краткая характеристика применения средств специальной физической подготовки для различных групп занимающихся. Учет, средства, методы оценки состояния и динамики развития общей и специальной физической подготовленности различных групп альпинистов.

Моральный и волевой облик советского спортсмена психологическая подготовка альпиниста

  1. Моральные качества, свойственные передовому советскому человеку: добросовестное отношение к труду, к социалистической собственности, трудолюбие, смелость, решительность, Устойчивость, умение преодолевать трудности, коллективность, навыки работы, чувство ответственности за свои действия взаимопомощь, выручка, высокая сознательность, организованность, дисциплина, уважение к товарищам.
  2. Значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства альпиниста. Тесная связь развития волевых качеств и воспитательной работы в процессе обучения тренировки. Основные методы развития волевых качеств.
  3. Характеристика содержания отдельных тренировочных циклов на различных этапах тренировки.
  4. Основные формы документов спортивной тренировки. Планирование контрольных упражнений и нормативов по физической и технической подготовке.

Практические занятия

Общая физическая подготовка

  1. В тренировке альпинистов общая физическая подготовка занимает особое место и направлена на гармоническое развитие всего организма и улучшения здоровья занимающихся.
  2. К общеразвивающим упражнениям относятся упражнения, направленные по своему преимущественному воздействию на развитие и совершенствование основных качеств и общей координации движений альпинистов.

Строевые упражнения

  1. Общее понятие о строе и командах. Повороты в движении и на месте. Рапорт. Приветствие. Расчет на месте и в движении. Способы перестроения на месте и в движении. Размыкание и смыкание строя. Перемена направления движения. Остановка во время движения шагом и бегом. Изменение скорости движения.

Общеразвивающие упражнения без предметов

  1. Упражнения для рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибание рук, в упоре лежа (руки на полу, гимнастической скамейке).
  2. Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками). Дополнительные пружинящие наклоны. Круговые движения туловища. Прогибание, лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами. Переходы из упора лежа в упор, лежа боком, в упор, лежа на спине; поднимание туловища, не отрывая ног от пола; круговые движения ногами (педалирование).
  3. Упражнения для ног. Стоя — различные движения прямой и согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки, различные прыжки на одной и двух ногах, на месте и в движении, продвижения прыжками на одной и двух ногах на 30—60 м.
  4. Упражнения для рук, туловища и ног. В положении сидя, лежа — различные движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноименные движения руками и ногами на координацию, маховые движения с большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук. Стоя лицом друг к другу, и упираясь ладонями — попеременные сгибания и разгибания рук (при сопротивлении партнера); наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление. Проработка упражнений утренней зарядки.

Общеразвивающие упражнения с предметами

  1. С короткой скакалкой. Прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе и полуприсиде, с двойным вращением скакалки; бег со скакалкой по прямой и по кругу; эстафеты со скакалками.
  2. С длинной скакалкой. Набегание под вращающуюся скакалку; прыжки на одной и обеих ногах, без поворота и с поворотом, с различными движениями руками, прыжки вдвоем и втроем.
  3. С гимнастической палкой. Наклоны и повороты туловища, держа палку в различных положениях; маховые и круговые движения руками, переворачивание, выкручивание и вкручивание палки; переносы ног через палку; подбрасывание и ловля палки; упражнения вдвоем с одной палкой (с сопротивлением); сочетание движения рук с движением туловища.
    Упражнения с теннисным мячом. Броски и ловля, из положения сидя, стоя, лежа, одной и двумя руками; ловля мяча отскочившего от стенки; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель, мишень и на дальность; броски в цель (соревновательного характера).
  4. Упражнения с набивным мячом (вес мяча для мужчин — 3—5 кг, для женщин — 2—3 кг). Сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движений руками с движением туловища, маховые движения; броски вверх и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу, друг другу стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на спине, на груди) в различных направлениях, различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, бросками двумя руками из-за головы, через голову, между ногами); броски и подкидывание мяча одной и двумя ногами (в прыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнование на дальность броска одной и двумя руками (вперед и назад).

Упражнения с отягощениями

  1. С гантелями (вес гантелей 1—3 кг). Сгибание рук, наклоны и повороты туловища с гантелями в вытянутых руках и др.
  2. Со штангой (вес штанги для мужчин 25—30 кг, для женщин 15—20 кг). Подтягивание штанги до уровня груди, плеч, поворачивание туловища со штангой на плечах, приседания со штангой, подпрыгивания, выталкивание штанги; приседания, наклоны, вращения туловища.
  3. С гирями или камнями. Выжимание, вырывание и толкание гири (камня) из различных исходных положений; различные движения руками, ногами, туловищем удерживая гири. Броски камней одной и двумя руками вперед, назад и в стороны.

Упражнения со спортивными снарядами

  1. На гимнастической скамейке — сидя (продольно и поперек) наклоны и повороты туловища, поднимание, сгибание и разгибание, разведение и сведение ног, круговые движения ногами, прыжки со скамейки, через скамейку, ходьба и бег по скамейке.
  2. Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне — передвижение по бревну, впрыгивания и спрыгивания, движения по бревну с предметами в руках, упражнения вдвоем.
  3. На гимнастической стенке — лазание с поочередным и одновременным перехватом рук, поочередно или одновременно переступая ногами, приседания, прыжки, махи ногой стоя у стенки правым и левым боком, наклоны и повороты туловища, сгибание и разгибание рук стоя лицом к стенке. В висе на стенке лицом и спиной к ней — различные движения ногами и туловищем.
  4. На канате и шесте — лазание с помощью ног и на одних руках, раскачивания, спрыгивания, лазание с рюкзаком и с набивным мячом в ногах.
  5. Опорные прыжки (козел, конь) — вскок на коня с небольшого разбега, спрыгивания, прыжок, согнув ноги, ноги врозь, прыжки с поворотами.
  6. Перекладина — подтягивания, раскачивания, соскоки, переходы из виса в упоры, перевороты.
  7. Кольца — подтягивания, раскачивания на кольцах, соскок в движении на кольцах вперед и назад.
  8. Брусья разновысокие (женщины) — смешанные упоры я висы, простейшие подъемы и соскоки.
  9. Брусья параллельные (мужчины) — различные подтягивания, стоя внутри брусьев, подъемы махом вперед и назад из упора на предплечьях и различные соскоки.

Общеразвивающие упражнения на местности

  1. Использование для отягощения камней и других предметов. Прыжки в глубину с небольших обрывов и влезание на обрывы самостоятельно и с помощью товарища. Прыжки через канавы, пни, прыжки с доставанием ветвей, ходьба и бег по песку.

Акробатические упражнения

  1. Кувырки, перевороты, подъемы. Кувырки вперед и назад с переходом в стойку на кистях; кувырок-полет в длину (высоту) через препятствие (мешок, чучело, стул, веревочку др.); кувырок одна нога вперед; кувырок через левое (правое) плечо, кувырок через стойку на кистях, из стойки на голове и руках. Переворот боком, переворот вперед. Парные кувырки вперед и назад.
  2. Упражнение на батуте. Прыжок на ноги; прыжок с поворотом на 180—360° (вправо, влево) на ноги; прыжок в группировке (согнувшись). Прыжок в сед, на колени, то же с поворотом на 180—360°. В занятиях с женской группой облегчается степень трудности упражнений и усиливается страховка при их выполнении.

Легкая атлетика

  1. Бег на короткие дистанции (30, 60, 100 м) с низкого (высокого) старта, бег на средние дистанции (800, 1000, 1500, 2000, 3000 м) бег по пересеченной местности (кроссы) до 5—8 км для мужчин и до 2—3 км для женщин, с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега (толчком одной и двумя ногами, с поворотами). Метание гранаты, диска, толкание ядра и различных тяжестей. Подготовка к сдаче норм комплекса ГТО.

Лыжный спорт

  1. Ходьба на лыжах различными способами, повороты различными способами. Катание с гор. Упрощенный слалом. Прогулки и походы на лыжах. Прохождение дистанции на время. Подготовка к сдаче норм комплекса ГТО.

Плавание

  1. Обучение умению держаться на воде, погружаться в воду, всплывать. Изучение техники и тренировка в объеме требований комплекса ГТО. Плавание на короткие дистанции (25, 30, 100 м), проплывание дистанции до 300 м. Ныряние, игры на воде.

Спортивные игры

  1. Ознакомление с основными элементами техники, тактики и правилами игры в баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол и т. д. Двухсторонние игры по упрощенным правилам.

Подвижные игры и эстафеты

  1. Игры с мячом; игры с бегом, прыжками, с элементами сопротивления; игры на местности. Эстафеты встречные и круговые с переноской, расстановкой и собиранием предметов, с переноской груза, с прыжками и бегом, с упражнениями на равновесие, со скакалками, с элементами спортивных игр, комбинированные эстафеты.

Гребля

  1. Прогулки и походы на народных лодках и байдарках.

Велосипедный спорт

  1. Обучение технике езды на велосипеде. Езда на шоссе, по пересеченной местности, тропинкам в лесу. Подготовка к сдаче норм комплекса ГТО (в южных районах страны).

Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка проводится с целью развития необходимых альпинисту физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации движений, прыгучести, ориентировки.

  1. Упражнения для развития силы: ходьба «гусиным шагом» в полуприсиде, выпадами. Ходьба с отягощением и сопротивлением партнера, ходьба и бег в подъемы и на спусках различной крутизны с отягощением, лазание по деревьям, лестницам наклонным и вертикальным без отягощения и с различными отягощениями. Упражнения со штангой (жим, рывок, толчок) весом от 30—35% веса спортсмена (для женщин) и до 60—70% для мужчин. Передвижение на руках в упоре лежа с помощью и без помощи партнера, упражнения на сопротивление для рук, ног и туловища. Элементы спортивной борьбы (мужчины).
  2. Метания различных предметов.
  3. Упражнения по переноске пострадавшего различными приемами.
  4. Упражнения для развития быстроты и скоростной выносливости. Бег на местности и в движении с энергичной работой рук, бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с ускорением на месте, в движении, то же с предметами в руках, стартовые ускорения (с высокого и низкого старта). Бег с переменой направления, эстафеты на короткие дистанции, бег с небольших уклонов на местности, скоростной бег с преодолением небольших уклонов и подъемов. Упражнения со скакалкой с переменным темпом на месте и в движении, бег по, песку, кочкам, в лесной местности, бег в воде на мелком месте.
  5. Упражнения для развития прыгучести. Прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении, без предметов и с предметами в руках. Прыжки в длину с места, тройные и многократные, прыжки с доставанием подвешенных предметов с места и с разбега, те же прыжки с различными отягощениями.
  6. Упражнения для развития выносливости. Туристские походы и соревнования по спортивному ориентированию. Смешанное передвижение на местности (ходьба в сочетании с бегом) без отягощения и с различными отягощениями от одного до трех часов для мужчин и полутора часов для женщин. Кроссы на пересеченной местности с преодолением сложных участков, препятствий, бродов, холмов, до 20—25 км для мужчин и до 8—10 км для женщин. Езда на велосипеде на шоссе и местности, гребля народная или на байдарках со сменой темпа движения. Подготовка и сдача норм комплекса ГТО по кроссу, велогонкам, спортивному ориентированию и туризму.

Особое место отводится туризму и спортивному ориентированию на местности. В походах отрабатываются навыки укладки рюкзака, подгонки его к спине, в зависимости от движения в подъем или на спуске, приемы укладки и транспортировки острых и громоздких предметов, выбор и подготовка мест для бивуака, постановка, сбор и переноска туристско-альпинистской палатки, устройство различных типов костров и очагов для приготовления пищи и т. п. В занятиях спортивным ориентированием на местности приобретаются умения и навыки ’обращения с картой и компасом.

При занятиях другими видами спорта (легкой атлетикой, лыжным спортом, плаванием и т. д.) и регулярном участии в соревнованиях для выполнения разрядных нормативов, необходимо посещение занятий по специальной альпинистской подготовке.

Упражнения для развития ловкости и координации движений

  1. Бег в различном темпе с преодолением препятствий, упражнения с предметами, жонглирование с мячом, упражнения в равновесии на гимнастических снарядах, на местности; те же упражнения вдвоем и групповые, акробатические упражнения, упражнения на батуте, игры в волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч; упражнения на гимнастических снарядах, элементы борьбы (мужчины).

Упражнения для развития гибкости

  1. Ходьба выпадами, окрестным шагом, пружинистые приседания в положении выпада, «полушпагаты», «шпагаты»; маховые движения руками и ногами в различных направлениях с большой амплитудой движений. Парные упражнения с сопротивлением, на гибкость, растяжение и развитие подвижности суставов. Различные упражнения в сгибании и разгибании туловища.

Специальные упражнения на местности

  1. Специальные упражнения на местности: лазание по скалам (деревьям), хождение по крутым травянистым склонам. Упражнения в работе с веревкой при движении в связках;
    отработка приемов страховки, забивание и выбивание скальных и ледовых крючьев и т. п.

Методические указания
Занятия проходят преимущественно на местности и должны быть насыщены как общефизической, так и специальной подготовкой. В зависимости от условий местности в тренировки могут быть включены элементы специальной подготовки (передвижения по травянистым склонам и осыпям, снежным и обледеневшим склонам, простейшим скальным маршрутам и т. п.). Удельный вес специальной подготовки должен увеличиваться с ростом квалификации спортсмена.

Характер, дозировка и усложнение упражнений общеразвивающего направления зависит от возраста, пола и подготовленности учебных групп. В процессе применения упражнений направленных на общую и специальную подготовку занимающихся должны соблюдаться педагогические правила: от простого к сложному, от известного к неизвестному и дидактические принципы: доступность и индивидуализация, систематичность и последовательность.

При выполнении общеразвивающих упражнений с отягощениями очень важно увеличивать вес отягощений постепенно от одного недельного цикла к другому и т. д. в зависимости от возраста, пола и подготовленности занимающихся. Большое внимание в течение всего подготовительного периода следует уделять подготовке и организации сдачи нормативов Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Нужно поощрять активное участие членов секции во всех спортивных мероприятиях и, особенно в массовых соревнованиях коллектива физкультуры. Для контроля над состоянием здоровья и физической подготовленностью занимающихся, следует не реже 2-х раз да период проводить медицинское освидетельствование и сдачу контрольных нормативов по физической подготовленности.


Автор: alpinism_ru
03 января 2004

Тэги: альпинизм, теория

Комментарии

Пока ничего нет.

Вы можете оставить комментарий, если вы — зарегистрированный пользователь. Если вы зарегистрированы, пройдите авторизацию, если нет — вам сюда.